Система налоговых органов

Что такое ФНС

ФНС – это орган в подчинение исполнительной
ветви власти. В Российской Федерации ФНС была создана 19 марта 2004 года, в структуре
Министерства финансов. До этого ведомство называлась налоговой полицией.

Орган-предшественник существовал с 1992 года по 2004, подчинялся напрямую президенту и обладал
очень широкими полномочиями: ведение оперативно-розыскных мероприятий, ведение слежки, право
доступа и обыска в любых учреждениях и частных объектах и др.

Функции и полномочия разработаны Правительством РФ (постановление №506). Состав ФНС Главой
налоговой службы назначает Правительство РФ из числа претендентов, предоставленных Министерством
финансов. Освобождает от должности главы ФНС тоже Правительство.

У главы есть заместители (на данный момент 7 человек). Утверждает их на должность министр
финансов из числа претендентов, предоставляемых главой ФНС. Освобождает от должности тоже глава
Минфина.

Справка! Глава ФНС на данный момент – Михаил
Мишустин. Всего сотрудников – около 150 тысяч человек.

Иерархия налоговой службы

Центральный аппарат ФНС находится в Москве. В его составе находятся:

  • аналитическое управление;
  • отдел кадров;
  • департамент по обеспечению работы с налогоплательщиками;
  • управления по налогообложению; управление финансов;
  • отдел правового обеспечения;
  • отдел обеспечения информатизации;
  • административно-контрольное управление;
  • отдел по обеспечению процедур банкротства;
  • отдел имущественных налогов.

Управления ФНС по федеральным округам: Центральному, Северо-Западному, Южному,
Приволжскому, Уральскому, Сибирскому, Дальневосточному (в его составе имеются отдельные
подразделения во всех регионах); — Северо-Кавказскому.

Для самоконтроля созданы межрегиональные инспекции ФНС (ИФНС) России.

Районные, межрайонные и городские налоговые инспекции.

Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирования

В рамках формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти на основании Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 Минфину России были переданы функции налоговых органов по принятию нормативных правовых актов в налоговой сфере, а также по ведению разъяснительной работы в отношении законодательства РФ о налогах и сборах. Ранее Минфин России отвечал преимущественно лишь за формирование общегосударственной политики в сфере налогообложения.

В результате федеральные, региональные и местные финансовые органы получили полномочия по ведению разъяснительной работы по вопросам применения налогового законодательства. Законодатель разграничивает сферу компетенции этих органов в зависимости от уровня нормативного акта законодательства о налогах и сборах, подлежащего разъяснению.

В настоящее время Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности.

Минфин России полномочен:

  • давать разъяснения по вопросам применения актов законодательства о налогах и сборах федерального уровня;
  • утверждать формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, а также порядок их заполнения.

Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ФНС России, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Что же касается применения регионального или местного законодательства о налогах и сборах, то за разъяснением указанных актов необходимо обращаться соответственно в уполномоченные финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Эти региональные и местные финансовые органы не входят в систему Минфина России, а подчиняются руководству исполнительной власти субъекта РФ или муниципального образования.

показать содержание

Надзор и контроль со стороны ФНС России

Структура и функции ФНС — взаимосвязанные категории. Среди контрольных и надзорных функций целесообразно выделить следующие:

  • Соблюдение действующего на территории страны закона касательно налогов и сборов.
  • Правильность исчисления, своевременность и полнота внесения налогов и сборов в соответствующие государственные бюджеты. Стоит дополнить, что данный пункт касается и других платежей, которые являются обязательными.
  • Надзор в сфере производства этилового спирта, алкогольной, а также табачной товарной продукции.
  • Неукоснительное соблюдение валютного законодательства в границах компетенции налоговых структур.
  • Информирование налогоплательщиков касательно вопросов налогового законодательства, а также разъяснение действующей на территории страны системы налогообложения в случае необходимости.

Функции ФНС

Внимание! В широком смысле главная задача
федеральной налоговой службы – контроль за исполнением физическими и юридическими лицами статей
налогового кодекса – уплатой всех необходимых налогов, сборов, страховых взносов.

Конкретные функции:

  1. Надзор за своевременной, полноразмерной,
    верной оплаты всех налогов.
  2. Проверки (внеплановые и плановые) частных и государственных корпораций, физических лиц с
    целью контроля выполнения трудового и налогового законодательства.
  3. Консультирование населения по вопросам уплаты налогов.
  4. Контроль использование электронных налоговых устройств, касс.
  5. Контроль исполнения законодательства в табачной промышленности.
  6. Изучение в пределах своей компетенции валютных операций.
  7. Предоставление необходимой информации в процедурах оформления банкротства.
  8. Выдача разрешений и надзор иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на
    территории Российской Федерации. Регистрация граждан России в статусе индивидуальных
    предпринимателей.
  9. Выдача свидетельств о присвоении ИНН. Ведение работы по предупреждению и пресечению случаев
    коррупции.
  10. Сотрудничество с иностранными налоговыми ведомствами, другими зарубежными организациями.
  11. Ведение статистики, подготовка аналитических отчётов для органов государственной власти.
  12. Контроль за проведением лотерей, уплаты налога с выигрыша.
  13. Надзорные функции в пределах своих полномочий за организаторами азартных игр в специальных
    игорных зонах РФ.

Права налоговой инспекции и ее работников

Для выполнения возложенных функций представителям налоговой инспекции предоставляются следующие права:

осуществление контролирующих функций в отношении исполнения законодательства плательщиками налогов;

организация и проведение налоговых проверок налогоплательщиков согласно графику, прописанному в Налоговом Кодексе РФ;

вскрытие, обследование, и опечатывание (при необходимости) торговых, складских, или производственных помещений, применяемых для получения прибыли;

получение всех необходимых разъяснений и информации (документов, данных, копий), необходимых для выполнения своих функций и полномочий;

проверка переданных (отправленных) плательщиком налогов сведений на факт достоверности и соответствия информации, указанной в налоговых отчетах и учетных документах;

осуществление расчета размера налога, подлежащего удержанию;

получение доступа к бухгалтерским программам плательщика налогов;

изъятие у плательщиков налогов бумаг (документов) в случаях выявления нарушений в налоговой сфере;

использование различных методов при обработке и оценке объектов налогообложения и расчета налогов, сборов и пошлин;

установление нарушений в сфере налогового законодательства, а также применение мер, предусмотренных законом;

выдвижение требований в отношении устранения выявленных нарушений;

предъявление исков по вопросам налогообложения в отношении налогоплательщиков (нарушителей) в соответствующие судебные инстанции;

наложение ареста на имущество неплательщиков налогов;

реализация принудительного исполнения обязательств в установленных законом нормах;

взыскание недоплаты и пени по налогам и государственным сборам;

выдвижение требований финансовым учреждениям предоставить документы, удостоверяющие выполнение платежных поручений налоговых резидентов.

привлечение для обеспечения эффективности налогового контроля экспертов и переводчиков.

привлечение в качестве свидетелей субъектов, которые могут обладать важной информацией, помогающей работе налогового инспектора.

подавать заявления об аннулировании или приостановлении действия лицензий;

приостановление с учетом законодательных норм операций по банковским счетам плательщиков налогов.

Кроме этого, сотрудники налоговых инспекций имеют право взыскивать штрафы (пени), запрашивать необходимую информацию у компетентных органов за границей и предоставлять ее по запросам.

Органы внутренних дел в системе налоговой администрации

Органы внутренних дел – родовое понятие, обозначающее систему органов, осуществляющих борьбу с преступностью и правонарушениями, обеспечивающих общественную безопасность и правопорядок.

Систему ОВД России возглавляет МВД России. Решение задач, связанных с выявлением, предупреждением и пресечением налоговых правонарушений и преступлений в системе МВД России возложено на Департамент экономической безопасности.

Департамент экономической безопасности МВД России (ДЭБ МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД России. Он является оперативным подразделением криминальной милиции и осуществляет оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством РФ. Организационными звеньями ДЭБ МВД России являются оперативно-розыскные бюро (ОРБ) и центры проверок налогоплательщиков.

В структуре криминальной милиции региональных ГУВД наряду с управлениями по борьбе с экономическими преступлениями созданы управления по налоговым преступлениям.

Полномочия органов внутренних дел в сфере налоговых правоотношений. По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

При проведении выездной налоговой проверки должностные лица оперативных подразделений ОВД имеют возможность, воспользовавшись предоставленными им в ст. 11 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» правами, выполнить следующие действия:

  • осуществить доступ на территорию и в помещения проверяемого лица и произвести их осмотр;
  • воспрепятствовать совершению правонарушения;
  • проверить у граждан документы, удостоверяющие личность;
  • провести личный досмотр, досмотр находящихся при них вещей и досмотр принадлежащих им транспортных средств;
  • произвести проверку и изъятие необходимых документов и предметов;
  • проверить наличие лицензий и специальных разрешений;
  • направить требование или самостоятельно произвести проверку финансово-хозяйственной документации, а также ревизию деятельности проверяемого лица;
  • получить устные и письменные объяснения от проверяемых лиц;
  • применять меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;
  • использовать средства документирования произведенных действий.

При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Органы внутренних дел лишены права проводить самостоятельно налоговые проверки в режиме налогового контроля.

Расследуя дело о налоговом преступлении, должностные лица органов внутренних дел также имеют возможность:

  • вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции;
  • подвергать приводу в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;
  • производить в предусмотренных законом случаях и порядке уголовно-процессуальные действия;
  • задерживать и содержать под стражей в соответствии с уголовно-процессуальным законом лиц, подозреваемых в совершении преступления;
  • осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с федеральным законом.

Функции налоговой службы

Для достижения поставленных законом задач, ФНС выполняет функции:

  • по обеспечению строгого исполнения законодательства, выработке порядка управления налоговым производством;
  • по участию в разработке законопроектов и других официальных документов в сфере налогообложения;
  • по оказанию услуг, объяснению прав и обязанностей налогоплательщикам;
  • по осведомлению плательщиков налогов о произошедших законодательных изменениях.

К другим функциям относятся:

  • проведение проверок финансовой деятельности организации в области налогового учета;
  • посредством кредитных организаций возвращение ранее уплаченного превышающего норму налога;
  • работа по анализу статистики в сфере налогообложения, разработка рекомендательных поправок с целью совершенствования налоговой системы;
  • помощь в определении стоимости и продаже изъятого имущества.

Права и обязанности налоговой службы

В ст. 31 НК прописаны права налоговой службы.

Основные, закрепленные кодексом, полномочия:

  1. Затребовать от плательщика всю необходимую документацию.
  2. Выполнять проверки.
  3. Проводить изъятие документов при законных обстоятельствах.
  4. С целью получения пояснений вызывать налогоплательщиков.
  5. Ограничивать право собственности либо иное вещное право, временно прекращать операции по счетам налогоплательщиков.
  6. Исчислять налоговые суммы, подлежащие направлению в бюджет.
  7. Заниматься принудительным взиманием недоимок и штрафов.
  8. В зоне действия своих полномочий направлять иски в суды.

Обязанности ФНС даны в ст. 32 НК. К первостепенным относятся:

  • исполнение законодательства;
  • ведение учета плательщиков;
  • предоставление бесплатной информации налогоплательщикам в сфере налогообложения;
  • обеспечение сохранности налоговой тайны;
  • отправление налогоплательщикам документации по оплате налогов, о результатах проверки и принятых решениях;
  • предоставление по запросу справочной информации, выполнение сверки расчетов.

В своей деятельности сотрудники службы обязаны руководствоваться разъяснениями Минфина и действующим законодательством.

Полномочия ФНС

Обратите внимание! Полномочия органа складываются
на основании основного закона Российской Федерации – Конституции, указов и постановлений
президента и Правительства, федеральных законов, официальных международных соглашений, локальных
актах Министерства финансов.

Фундамент всей работы ФНС России – Постановление Правительства о создании службы.

ФНС может:

  1. Требовать от физических лиц и организаций
    полный спектр документов, доказывающих предоставление верной информации в налоговую службу.
  2. Вызывать граждан для решения возникших к ним вопросов со стороны налоговой службы.
  3. Проводить проверки по контролю за выполнением налогового законодательства.
  4. Привлекать граждан в качестве свидетелей в судах.
  5. Проводить осмотры частных помещений на предмет сокрытия документов, предметов собственности.
    Оценивать движимое и недвижимое имущество собственников.
  6. Определять размер налогов на основании категории населения налогоплательщика, оценки
    стоимости собственности, информации о его доходах и расходах и т.д.
  7. Приостанавливать действие банковских счетов, контролировать исполнение банками требований о
    подачи сведений о клиентах.
  8. Налагать арест на имущество нарушителей налогового законодательства, а также инициировать
    возбуждение уголовных и административных дел.

ФНС ведёт учётную деятельность по категориям:

  • Реестр юридических лиц.
  • Реестр налогоплательщиков – физических лиц.
  • Учёт физлиц – индивидуальных предпринимателей и фермеров.
  • Учёт организаторов лотерей.
  • Базы данных ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН.

Особенности деятельности

Составляющие структуры центрального аппарата ФНС находятся в ведении Министерства финансов. В процессе своей деятельности Федеральная служба руководствуется Конституцией РФ, актами правительства и президента, конституционными законами федерального уровня, нормативными актами Министерства финансов, договорами международного уровня и, конечно же, Положением о ФНС.

Охарактеризованные выше структуры ФНС ведут деятельность как напрямую, так и посредством своих территориальных органов при условии взаимодействия с иными федеральными образованиями исполнительной власти, учреждениями местного управления и государственными внебюджетными фондами, органами исполнительного типа власти субъектов РФ, а также с объединениями общественного плана и другими организациями.

Во главе службы стоит руководитель, который назначается на должность и освобождается от нее — как уже было отмечено — Правительством РФ в соответствии с представлением министра финансов. Структура и полномочия ФНС утверждаются исключительно приказами. Каждый налоговый орган представляет собой самостоятельное юридическое лицо, однако в то же время все они находятся в подчиненности вертикального типа и входят в единую централизованную совокупность.

ФНС решила создать отдельную налоговую инспекцию для богатых россиян

Межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам будут выполнять функции контролирующих вышестоящих налоговых органов, в том числе рассматривать жалобы налогоплательщиков на решения нижестоящих налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, говорится в документе. Согласно данному приказу, происходит укрупнение и создание новых межрегиональных инспекций.

Администрирование организаций, осуществляющих деятельность в нефтяной сфере, которое сейчас ведет МИФНС России №1, переходит в ведомство МИФНС России №2. Сейчас это ведомство контролирует ОАО «Татнефть».

Руководитель налоговой практики агентства ЮНЭКС Ольга Пухова считает, что переподчинение межрегиональной инспекции №4 УФНС по РТ затруднит судебное оспаривание решений ФНС по одной причине — в некоторых случаях придется вести процесс на территории Питера или Москвы, то есть по месту нахождения ответчика. Кстати, и глава УФНС по РТ Марат Сафиуллин подтвердил, что теперь меняется место подсудности.

По словам Пуховой, сегодня в судебной практике довольно часто управлениями ФНС отменяются решения инспекций по процессуальным основаниям и тогда ответчиком становится не инспекция, а управление ФНС, но теперь компаниям придется оспаривать их за пределами Казани, а это неудобно и дорого. «Мы думаем, что жалобы по процессуальным основаниям сойдут на нет, потому что придется нести дополнительные затраты на то, чтобы регулярно участвовать в судебных заседаниях по таким делам», — отмечает Ольга Пухова.

Вообще, процессуальные нарушения достаточно распространены у налоговых органов. Например, это невручение материалов камеральной проверки на досудебной стадии, что лишает налогоплательщика права защищаться аргументированно и может привести к принятию налоговым органом неправильного решения.

Доходы налоговиков состоят из окладов и плюс к ним доплаты и премии, которые могут достигать размеров окладов, а также плюс к этому, еще и система социальных льгот.

Впрочем, ни первое, ни второе, ни третье, как по отдельности, так и в комплексе не способствует преодолению кадрового кризиса в налоговой службе. Требуется кардинальное решение насчет резкого повышения жалованья налоговикам.

И в СМИ уже появились слухи о том, что в скором времени их зарплаты будут доведены до уровня доходов таможенников. Однако, если иметь ввиду, что такие слухи с постоянной регулярностью появляются с 2021-го, то, во-первых, стоит ли им верить, и, во-вторых, грядущая октябрьская 2021-го индексация – это отнюдь не повышение зарплат, а всего лишь покрытие инфляции или обесценивания доходов.

При этом, если опытные работники ФНС еще имеют возможность роста доходов за счет надбавок за стаж, за сложность работы и т.п., то молодым сотрудникам на это не приходиться рассчитывать.

Есть еще и риски того, что будет применена схема, отработанная на МВД, когда были повышены полицейским оклады, за счет сокращения их штатов. Причем, тем сотрудникам правоохранительным органов, которые не попали под сокращение, был увеличен перечень их обязанностей по службе.

Произойдет ли подобное в ФНС – маловероятно, так как ожидается отнюдь не сокращение, а напротив, увеличение штата налоговой службы за счет оперативных работников, и это должно произойти будто бы с началом 2021-го или следующего бюджетного периода.

Что касается СМИ и последних их сообщений, то индексация зарплаты налоговиков в 2021 году будет осуществлена, как и всем другим бюджетникам по требованию законодательства о компенсации потерь от инфляции, которая имеет размер, во всяком случае, в течение нескольких последних лет на уровне 4-6 процентов.

При этом в СМИ муссируется информация, о возможном переводе налоговиков на почасовую оплату их труда с сохранением доплат, как за интенсивность труда, так и за переработку.

Не исключаются также и риски насчет сокращения кадрового состава ФНС. Идут разговоры, что будет уменьшено число руководителей, а количество налоговиков низовых звеньев, напротив, будет увеличено, в том числе и за счет появления в ФНС собственной оперативной службы.

Функции Федеральной налоговой службы

Налоговые органы в Российской Федерации обладают сложной системой функций. Согласно нормам действующего законодательства к функциям Федеральной налоговой службы относится следующее:

  1. Контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе валютного законодательства, требований к контрольно-кассовой технике, полноты учета;
  2. Контроль и надзор за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной, табачной продукции, азартными играми, лотереями;
  3. Контроль за осуществлением валютных операций;
  4. Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
  5. Регистрация контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  6. Ведение учета и реестров в целях проведения налогового контроля;
  7. Информирование налогоплательщиков о действующих налогах, сборах и страховых взносах;
  8. Осуществление в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и страховых взносов, а также пеней и штрафов;
  9. Устанавливает и утверждает формы уведомлений, требований, заявлений, свидетельств, деклараций, другой налоговой документации, а также порядок их заполнения;
  10. Проведение проверок нижестоящих налоговых органов
  11. Проведение налоговых проверок налогоплательщиков;
  12. Разработка предложений по оптимизации налоговой политики, налоговой системы, налогового законодательства.

Дополнительно к перечисленным функциям Федеральная налоговая служба совместно во взаимодействии с МВД РФ осуществляют деятельность, направленную на выявление преступлений, предусмотренных ст.ст. 159 «Мошенничество» (в части выявления фактов применения схем незаконного возмещения НДС из бюджета), 171 «Незаконное предпринимательство», 171.2. «Незаконные организация и проведение азартных игр», 173.1 «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица», 173.2 «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица», 195 «Неправомерные действия при банкротстве», 196 «Преднамеренное банкротство», 197 «Фиктивное банкротство» УК РФ, и, с учетом п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, информируют органы внутренних дел о выявленных нарушениях, носящих признаки указанных преступлений, в целях решения вопроса о возбуждении уголовных дел.

Таким образом, налоговые органы де-факто и деюре реализуют комплексную функцию по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, выявляемых при осуществлении полномочий по предметам ведения, отнесенным к их компетенции, ответственность за совершение которых предусмотрена двенадцатью статьями УК РФ.

Также необходимо подчеркнуть, что в НК РФ закреплено право налогоплательщиков на бесплатные консультации

Соответственно важной задачей налоговых органов помимо непосредственного информирования налогоплательщиков становится проведение разъяснительных консультаций, касающихся действующего налогового законодательства. Федеральная налоговая служба также проводит семинары с налогоплательщиками, где их информируют о порядке применения отдельных положений Налогового Кодекса РФ, конкретных правовых актов, а также разъясняют предстоящие изменения в налоговом законодательстве

Налоговая система Российской Федерации представляет объект научно-прикладного интереса в контексте возможных направлений повышения эффективности функционирования налоговой системы, собираемости налогов и внедрения цифровых технологий.

Федеральная налоговая служба за последние годы существенно увеличила темпы внедрения цифровых технологий в целях повышения эффективности налогового контроля.

Ниже представлены основные результаты внедрения цифровых технологий в работу Федеральной налоговой службы.

Основные результаты внедрения цифровых технологий в работу Федеральной налоговой службы

Таким образом, можно сделать вывод, что в Российской Федерации к настоящему времени существенно изменился подход к осуществлению налогового контроля. Федеральная налоговая служба, отказавшись от всеохватывающего контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, ориентируется на критерии риска при проведении контроля. При этом, благодаря развитию информационных технологий, функции механического налогового контроля выполняются автоматически без непосредственного участия налоговых инспекторов.

Права, обязанности и ответственность органов налоговой администрации

Права органов налоговой администрации. Органы налоговой администрации действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ. Они осуществляют свои функции и взаимодействуют посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных НК и федеральными законами, определяющими порядок их организации и деятельности.

Особенности взаимодействия между отдельными элементами системы налоговой администрации определяются на основании заключенных между ними соглашений о взаимодействии. Налоговым кодексом предусмотрено, что органы налоговой администрации информируют друг друга об имеющихся у них материалах:

  • о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях;
  • принятых мерах по их пресечению;
  • проводимых ими налоговых проверках.

Органы налоговой администрации вправе осуществлять обмен иной необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

Ответственность органов налоговой администрации. Органы налоговой администрации несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Должностные лица органов налоговой администрации не вправе приобретать имущество налогоплательщика, реализуемое в порядке исполнения решения суда о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика.

Причиненные при проведении налогового контроля неправомерными действиями убытки подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

За причинение убытков в результате совершения неправомерных действий органы налоговой администрации несут ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Убытки, причиненные налогоплательщику, налоговому агенту или их представителям правомерными действиями должностных лиц органов налоговой администрации, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Налоговая администрация: цели и задачи деятельности

Налоговое администрирование заключается в реализации комплекса мер по непосредственному управлению созданной налоговой системой. Налоговое администрирование включает решение задач по обеспечению состояния правопорядка в налоговой сфере, контролю за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками, а также по профилактике, выявлению, раскрытию, расследованию фактов противоправного поведения налогоплательщика и осуществлению мер по возмещению ущерба, нанесенного государству в подобных случаях. Решение каждой из поставленных задач делегируется соответствующим специализированным организационным звеньям налоговой администрации.

Государственная (национальная) налоговая администрация – это совокупность государственных структур исполнительной власти, созданных или соответствующим образом специализированных для обеспечения налоговой безопасности государства и поддержания правопорядка в налоговой сфере путем осуществления мероприятий государственного налогового администрирования, реализуемых с целью защиты механизма налогообложения.

Налоговая администрация – это институт государственного управления в сфере налоговых правоотношений, целью деятельности которого является реализация государственной функции по достижению и поддержанию состояния налоговой безопасности и правопорядка в налоговой сфере.

Понятие «государственная налоговая администрация» может быть тождественно понятию «налоговая администрация» в том случае, если речь не идет о системе негосударственного управления в сфере налогообложения или системе налогового администрирования на международном уровне.

Функционирование системы государственной налоговой администрации предполагает решение задач по контролю за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками, а также профилактики, выявления, раскрытия, расследования фактов противоправного поведения налогоплательщика и осуществления мер по возмещению ущерба государству в подобных случаях. Решение каждой из поставленных задач делегируется соответствующим специализированным организационным звеньям налоговой администрации.

На систему государственной налоговой администрации возлагается выполнение двух генеральных функций в налоговой сфере: контрольной и правоохранной.

В результате контрольной деятельности системы налоговой администрации происходит выявление фактов нестандартного, отклоняющегося поведения налоговых субъектов

Следует обратить внимание, что результаты носят сугубо констатационный характер. С содержательной точки зрения по ее результатам контрольной деятельности можно лишь сделать вывод о том, были ли выявлены факты нестандартного поведения налогового субъекта

Оценка характера, установление причин и последствий такого поведения в задачи контрольной деятельности не входят. Ответы на эти вопросы получают в ходе следственной деятельности системы налоговой администрации.

Правоохранная деятельность системы налоговой администрации заключается во всестороннем анализе имеющейся в ее распоряжении информации, указывающей на возможное проблемное поведение налогового субъекта, и принятии адекватных мер по пресечению противоправного поведения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector