44-фз: преимущества для льготных категорий поставщиков

Содержание и последние изменения

С момента принятия закона № 44-ФЗ в 2013 году статья 30 претерпела всего несколько редакций. В ходе первой редакции в декабре 2013 года была изменена формулировка пункта 4. Следующая поправка, состоявшаяся 4 июня 2014 года, внесла следующие изменения в статью:

  • часть 1 ст. 30 ФЗ-44 была полностью переписана;
  • была введена часть 1.1, определяющая перечень закупок, которые не включаются в совокупный годовой объём;
  • добавлена часть 1.2, устанавливающая правила составления отчёта о закупках, перечисленных в пункте 1.1;
  • в части 4 была изменена формулировка нескольких предложений;
  • была добавлена часть 4.1, устанавливающая, что правила составления отчёта, указанного в п. 4, определяет Правительство РФ;
  • в части 5 было удалено второе предложение;
  • часть 6 была переизложена;
  • введена часть 8, предусматривающая дополнительное правило, ограничивающее по времени оплату товара или услуг по контракту.

О военной службе по контракту читайте тут:

Последние изменения в статью 30 были внесены законом № 504-ФЗ 31 декабря 2017 года, однако они ещё не вступили в силу. В ближайшее время будут приняты следующие поправки:

  • часть 3 будет дополнена исключением, по которому товары из пункта 1 не будут учитываться при определении несостоявшихся поставщиков;
  • часть 4 будет изложена в новой редакции, в которой будет включено то же исключение, что и в части 3, относительно определения несостоятельности субъектов малого предпринимательства.

Данные поправки вступят в силу с 1 января 2019 года. также ознакомьтесь с некоторыми коррективами ФЗ 86. Подробности здесь:

Краткое содержание положений статьи 30 ФЗ-44:

  • Закупки у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально ориентированных организаций должны осуществляться в объёме более пятнадцати процентов годового плана закупок, посредством следующих способов:
    • проведение конкурсов и аукционов с начальной ценой контракта не более двадцати миллионов рублей;
    • проведение закупок с привлечением субподрядчиков. Подробнее о статье 66 тут:;
  • В годовой объём закупок не включаются следующие приобретения:
    • услуги по предоставлению кредитов;
    • закупки для обеспечения обороны и безопасности государства;
    • закупки у одного поставщика в соответствии с положениями ч.1 ст. 93 настоящего закона о госзакупках;
    • работы в сфере атомной энергии;
    • поставки, при которых используется закрытое определение подрядчика;
  • Положения текущей статьи распространяются на все некоммерческие социально ориентированные организации, кроме тех, в которых учредителями являются Российская Федерация и её субъекты;
  • При определении закупок, участники должны указывать в заявках свою принадлежность к некоммерческим и социально ориентированным организациям;
  • Если поставщик не был определён, закупки осуществляются на общих условиях. Отчёт о годовом объёме поставок должен быть представлен до первого апреля следующего за отчётным года. Порядок оформления отчёта и его размещение на едином информационном ресурсе определяется правительством РФ;
  • Если поставщик не является социально ориентированной организацией или субъектом малого предпринимательства, заказчик имеет право привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, которые соответствуют необходимым требованиям;
  • Условие о привлечении субподрядчиков прописывается в контракте и указывается в процентном соотношении их часть от общей суммы поставки. Также необходимо указать меры ответственности для поставщика при нарушении условия о привлечении социально ориентированной организации субподрядчиков;
  • Стандартные условия контрактов с привлечением субподрядчиков устанавливаются Правительством Российской Федерации;
  • П.8 ст. 30 ФЗ-44 устанавливает условие, которое при наличии ограничения на поставки исключительно субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными организациями позволяет привлекать субподрядчиков, обязывает заказчика оплатить предоставленные услуги или товары в течение 15 дней после исполнения условий контракта.

За нарушение и невыполнение условий контракта предусматриваются административные взыскания, полный перечень которых устанавливается статьёй 7.30 КоАП РФ.

Скачать текст 30 статьи 44 ФЗ о госзакупках

Скачать текст статьи 30 “Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках” с последними изменениями. Настоящая редакция содержит поправки от 31 декабря 2017 года.

Единые требования к участникам закупки

Рассмотрим единые требования к участникам закупки. 1) соответствие требованиям, установленным к лицам, которые осуществляют поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки;Данное требование устанавливается заказчиком не в любой закупке, а только в определяемых законодательством случаях.Как подтверждается соответствие: приложенные в составе заявки выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к определенному виду работ (Допуск СРО), копия соответствующей лицензии и т.д.Как проверяет соответствие Заказчик: наличие в составе заявке данных документов. Также заказчик имеет право проверить подлинность документов. 2) непроведение ликвидации участника закупки, а также отсутствие признания его банкротом и открытия конкурсного производства; 3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном КоАП РФ, на дату подачи заявки на участие в закупке; 4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов участника закупки. 5) отсутствие у участника закупки — физического лица судимости (а также директора, главного бухгалтера или членов коллегиального исполнительного органа юридического лица) за преступления в сфере экономики, а также отсутствие лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и наказания в виде дисквалификации; 6) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (требование устанавливается только если заказчик в рамках закупки приобретает права на такие результаты); 7) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов;Как подтверждается соответствие: Согласно статье 65 Закона №44-ФЗ, соответствие участников закупки требованиям данных 6 пунктов подтверждается декларацией. Как проверяет соответствие Заказчик: наличие декларации в составе заявки.Примечание: Участник закупки сам определяет, как будет выглядеть данный документ, т.к. к форме декларации законодатель требований не предъявляет. Можно декларировать отдельно каждый пункт или же составить общую декларацию. Очень часто заказчики в документации прикладывают рекомендованную форму декларации соответствия участников закупки требованиям – ей также могут воспользоваться участники закупки. Заказчик вправе проверить достоверность и соответствие участника данным, представленных в декларации (-ях). 8) участник закупки не является офшорной компанией.Как подтверждается соответствие: Данное единое требование к участникам закупки тоже является обязательным для участников, однако декларировать его не нужно. Как проверяет соответствие Заказчик: Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участника данному требованию (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора) в соответствии с предоставленной в заявке выпиской из ЕГРЮЛ.Примечание: В случае с электронным аукционом, соответствие данному пункту проверяет оператор электронной площадки при аккредитации участника на площадке. А при проведении запроса котировок, победитель обязан предоставить вместе с подписанным контрактом выписку из ЕГРЮЛ или ее нотариально заверенную копию, полученную не ранее чем за 6 месяцев до даты опубликования закупки.

Особняком стоит требование к участникам, которое заказчик вправе установить. Это отсутствие информации об участнике в реестре недобросовестных поставщиков (данное требование касается также учредителей, членов коллегиального исполнительного органа и директора, в случае если участник – юридическое лицо). Однако на практике редко встречается закупка, в котором данное требование не установлено.Как подтверждается соответствие: Как и предыдущее пункт, данное требование декларировать участникам закупки нет необходимости. Как проверяет соответствие Заказчик: комиссия по закупкам проверяет по имеющейся в составе заявки информации (ИНН, ФИО физического лица или наименование юридического лица) в реестре недобросовестных поставщиков.

Какой документ прикладывать к заявке для подтверждения соответствия требованиям ст. 14 44-ФЗ?

При распространении национального режима на товар заказчик в документах предварительно указывает ссылку на постановление правительства, согласно которому выполняется национальный режим. Необходимая для заявки документация зависит от типа товара.

  • Выписка из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции;
  • Декларация в свободном формате о стране-производителе;
  • Акт экспертизы ТПП;
  • Сертификат происхождения СТ-1;
  • Копия специального инвестиционного контракта.

Формат и порядок документации может изменяться и зависит от типа продукции, что регламентируется правительственной документацией.

Неправильный выбор кода ОКПД2

Заказчику было необходимо купить медицинские нестерильные бахилы одноразового пользования, он вписал в документы код ОКПД2 15.20.11.129, соответствующий «Обувь из полимерных материалов прочая, не включенная в другие группировки».

Антимонопольный орган пришёл к выводу о нарушении заказчиком п.1 ч.1 ст.33, ч.3, ч.4 ст.14 44-ФЗ, ведь он ввёл неправильный код, в результате чего был установлен излишний лимит согласно Постановлению №616.

Произошло это потому, что «бахилы медицинские нестерильные одноразовые» предусматриваются каталогом товаров, в том числе работ и услуг, и обозначаются кодом ОКПД2 32.50.50.190 «Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включённые в другие группировки». Упомянутый товар входит в перечень товаров, утверждённый Постановлением №616, но запрет распространяется только на медицинские маски.

Какие товары попадают под запрет нацрежима?

Перечень товаров, имеющих зарубежное происхождение и запрещённых для приобретения при действительном национальном режиме, прописан в Постановлении Правительства РФ от 30.04.2020 № 616. Здесь описываются 125 товарных позиций, их закупка заказчиками категорически запрещена.

Дополнительные запрещённые для покупки товары при действительном нацрежиме описаны в Постановлении Правительства РФ от 21.12.2019 № 1746 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». В частности, запрещаются программно-аппаратные комплексы систем хранения данных, которые относятся к коду по Общероссийскому классификатору продукции по типам экономических процессов ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 26.20.2 «Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных» (в дальнейшем — товары), изготавливающихся за рубежом.

Запрещается приобретение программ для ЭВМ и баз данных, которые реализуются вне зависимости от типа контракта на физическом носителе или в цифровом формате по линиям коммуникации, изготавливаемых зарубежными странами (исключая программное обеспечение, входящее в общий перечень программ для ЭВМ и баз данных из стран-участников Евразийского экономического союза, исключая Российскую Федерацию (в дальнейшем — реестр евразийского программного обеспечения), и уникальных привилегий на подобный продукт и возможности пользования подобным программным обеспечением (в дальнейшем — программное обеспечение или права на него). Так описывается в Постановлении Правительства от 16.11.2015 № 1236 (ред. от 30.03.2019) «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Заходим в отчеты заказчика

В личном кабинете заказчика предусмотрен функционал по формированию отчетности. В меню командных действий личного кабинета пользователь может увидеть соответствующую группу — «Отчеты». В блоке можно составлять как отчетность заказчиков, так и отчетность организаций (функция доступна только тем организациям, для которых установлено право по составлению отчетности в ЕИС).

Для того чтобы начать работу с отчетностью, необходимо выбрать «Отчеты организации», после чего откроется страница для выбора необходимого регистра.

Готовое решение: как составить и разместить отчет об объеме закупок у СМП и СОНКО

Все заказчики обязаны отчитаться об объеме закупок у СМП и СОНКО. Они должны это делать до 1 апреля следующего года.

Оформить отчет лучше сразу в электронном виде через личный кабинет в ЕИС. Это сэкономит время, поскольку часть информации будет внесена автоматически.

В отчет нужно внести достоверные сведения. Так, если вы неправильно определите объем оплат по контрактам или неверно внесете их реестровые номера, то вас оштрафуют.

Датой составления отчета будет дата его размещения в ЕИС. Поэтому, даже если вы составите отчет, но разместите его с опозданием, вас могут оштрафовать на 15 тыс. руб. Если же вы вовсе не разместите отчет, штраф составит 50 тыс. руб.

Формируем отчет

Подробнее расскажем, как по шагам сформировать отчетности об объеме закупок у СМП и СОНКО в личном кабинете заказчика в ЕИС. Пользователь выбирает действие «Формирование информации об отчете заказчика», затем определяет тип отчетности в соответствующем поле и выбирает выписки об объемах закупок у СМП и СОНКО. Теперь необходимо сформировать сведения о заказах у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, заполнив вкладки с общей информацией, данными о заключенных контрактах и объемах закупок.

Во вкладке «Общая информация» заполняются все необходимые сведения, а также выбирается отчетный год и прикрепляется сам документ.

После внесения всех данных пользователь нажимает «Далее» и переходит на вкладку «Информация о заключенных контрактах».

Здесь нужно выбрать надлежащие контракты из реестра в каждом разделе. Для этого нажимаем значок поиска и в поисковой форме вводим реквизиты искомого документа. При этом в каждом разделе в поисковой форме устанавливаются статусы поставщика, которые недоступны для редактирования.

После того как пользователь нашел и выбрал надлежащие соглашения, они отобразятся в разделе в виде специальных гиперссылок. Каждый контракт обозначается своим реестровым номером. Для того чтобы просмотреть сведения о контракте в его карточке, нужно перейти по соответствующей гиперссылке. При необходимости контракты можно удалить из раздела, нажав на значок удаления.

Пользователь также может автоматически заполнить сведения раздела из реестра контрактов. Для этого нужно выбрать команду «Заполнить на основании данных из реестра контрактов» и подтвердить свои действия во всплывающем уведомлении.

При автоматическом заполнении в разделе указываются сведения о реестровых записях, номерах, датах заключения, ценах соглашений и о наименовании поставщиков. При этом в случае автозаполнения информация всегда будет актуальной, так как доступна функция обновления в соответствии с текущими данными из перечня. При изменении отчетного периода в документ подтянется обновленная информация.

После формирования сведений во второй вкладке пользователь нажимает «Далее» и переходит на вкладку «Информация об объеме закупок».

В данном разделе также доступна функция автозаполнения. Необходимо выбрать команду «Заполнить на основании выбранных номеров реестровых записей из реестра контрактов и сведений о размещенных закупках» и подтвердить действие в открывшемся уведомлении.

Все сведения будут автоматически заполняться и обновляться в соответствии с актуальными реестровыми данными.

После заполнения всех разделов необходимо сохранить проект отчета о закупках у СМП и СОНКО и проверить его на нарушения.

Публикуем отчет об объемах закупок у СМП и СОНКО

Для того чтобы опубликовать документ, необходимо выбрать действие «Разместить».

Далее откроется сообщение системы о подтверждении размещения. При согласовании пользователем будет доступна печатная форма отчетности. Необходимо подтвердить согласие заказчика на подписание сведений и прикрепленных регистров, после чего нажать «Подписать и разместить».

После того как документация о закупках у СМП и СОНКО будет опубликована, ее можно будет просмотреть в перечне отчетов организации-заказчика.

Как устранить ошибки при публикации, узнайте в статье «Как устранить ошибки при публикации в ЕИС отчета по СМП».

Ответственность за нарушения ст. 28

Нарушение Вид ответственности Норма Основания привлечения к ответственности
Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Административная ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ В закупочной документации не предусмотрено предоставление преимуществ учреждениям или предприятиям уголовно-исполнительной системы в случаях, когда такие преимущества должны предоставляться
В закупочной документации предусмотрено предоставление преимуществ учреждениям или предприятиям уголовно-исполнительной системы в размере, несоответствующем законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
Размещение извещения об осуществлении закупки с нарушением требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе Административная ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ Размещение извещения об осуществлении закупки без указания сведений о предоставлении преимуществ учреждениям или предприятиям уголовно-исполнительной системы
Заключение контракта с учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Административная ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ Заключение контракта с учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, признанным победителем определения поставщика, без учета преимущества в отношении цены контракта в размере до 15 %, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, либо с ненадлежащим учетом этого преимущества
ч. 2 ст. 7.32 КоАП РФ Заключение контракта с учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, признанным победителем определения поставщика, с ненадлежащим учетом преимущества в отношении цены контракта в размере до 15 %, когда это привело к дополнительному расходованию бюджетных средств
Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Дисциплинарная Ст. 192 ТК РФ В закупочной документации не предусмотрено предоставление преимуществ учреждениям или предприятиям уголовно-исполнительной системы в случаях, когда такие преимущества должны предоставляться
В закупочной документации предусмотрено предоставление преимуществ учреждениям или предприятиям уголовно-исполнительной системы в размере, несоответствующем законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
Размещение извещения об осуществлении закупки с нарушением требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе Дисциплинарная Ст. 192 ТК РФ Размещение извещения об осуществлении закупки без указания сведений о предоставлении преимуществ учреждениям или предприятиям уголовно-исполнительной системы
Заключение контракта с учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Дисциплинарная Ст. 192 ТК РФ Заключение контракта с учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, признанным победителем определения поставщика, без учета преимущества в отношении цены контракта в размере до 15 %, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, либо с ненадлежащим учетом этого преимущества
Заключение контракта с учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, признанным победителем определения поставщика, с ненадлежащим учетом преимущества в отношении цены контракта в размере до 15 %, когда это привело к дополнительному расходованию бюджетных средств

Понятие

Чтобы возможные поставщики товаров, подрядчики работ, исполнители услуг узнали о предстоящей закупочной процедуре, их следует о ней известить. Для этого предназначено размещаемое в Единой информационной системе извещение заказчика.

Подобного извещения вполне достаточно в ходе предстоящей закупки у единственного поставщика.

Однако при проведении конкурентных торговых процедур в виде конкурсов, аукционов, запросов котировок требуется опубликование в сети техзадания, контрактного проекта, расчёта НМЦК, а зачастую и прочей технической документации. И всё это требует перед публикацией согласования ещё до размещения извещения в ЕИС.

Пример текстового извещения о проведении закупки

Требования

Ст. 42 44-ФЗ выдвигает чёткие требования к оформлению извещения о закупке, в котором должны содержаться сведения о:

  1. Названии организации заказчика, её местонахождении, почтовом адресе и адресе электронной почты, телефонном номере, контрактном управляющем.
  2. Условиях контракта согласно п. 2 ст. 42 44-ФЗ, НМЦК, источнике финансирования в кратком изложении.
  3. Взятом из закупочного плана-графика идентификационном коде закупки.
  4. Предписываемых п. 4 ст. 42 44-ФЗ ограничениях участия в определении поставщика, к примеру, в ходе закупочных процедур с участием субъектов малого предпринимательства.
  5. Методе определения поставщика, подрядчика, исполнителя посредством проведения торговой процедуры в виде конкурса, аукциона, запроса котировок или предложений.
  6. Времени, месте, порядке направления заявок участниками закупок.
  7. Порядке внесения денежных средств или выдаче банковской гарантии для обеспечения заявки на участие в закупке согласно п. 12 ст. 42 44-ФЗ.
  8. Виде обеспечения, требованиях к нему, размере и порядке внесения денежных средств, реквизитах банковского счёта заказчика, назначении платежа, порядке возвращения денежных средств в случае выдвижения требования обеспечения исполнения контракта.
  9. Установлении или неустановлении заказчикам преференций для участников закупки.
  10. Запретах, ограничениях, условиях допуска товаров, имеющих зарубежное происхождение, в рамках национального режима.
  11. Отношении закупки к гособоронзаказу.
  12. Размере аванса в случае, если предусмотрена его выплата согласно п. 12 ст. 42 44-ФЗ.

Госзакупки у СМП и СОНКО по 44-ФЗ, преференции

Законом о контрактной системе (ФЗ-44, ст. 27) предусматриваются ряд льгот отдельным категориям участников закупок, в частности, социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО) и субъектам малого предпринимательства (СМП).

К субъектам малого предпринимательства согласно ФЗ-209 от 24.07.2007 относят юридических лиц, отвечающих нескольким условиям:

  • число сотрудников до 100 человек;
  • до 800 млн. руб. доход за истекший год;
  • в уставном капитале не допускается участие государственных, муниципальных органов, общественных организаций, фондов, свыше ¼ части (25%);
  • не более 49% долей принадлежит другим компаниям (юрлицам), в том числе иностранным.

С 2021 года общероссийский реестр малых и средних предприятий (МСП) ведется налоговыми органами РФ.

Некоммерческие организации (СОНКО) создаются согласно ФЗ-7 от 1996г. в целях соцподдержки граждан, благотворительной, культурной, просветительской и иной деятельности, не предусматривающей получение прибыли. Цели деятельности подтверждаются учредительными и уставными документами.

Преимущества для малого бизнеса

Часть 1 статьи 30 ФЗ-44 определяет, что не менее 15% от совокупной величины финансирования (СГОЗ), утвержденного на текущий финансовый год, и предназначенного для оплаты контрактов заказчика (объема закупок) следует размещать у СМП и СОНКО

В указанный объем не входят лишь закупки, специально перечисленные ч.1.1 ст. 30 ФЗ-44 (для безопасности/обороны страны, услуги по кредитованию, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), заключаемые по ч. 1 ст. 93 ФЗ-44, в атомной энергетике, и проводимые закрытыми способами).

От оставшегося объема финансирования минимум 15% конкурсных процедур необходимо провести специально для малого предпринимательства и некоммерческих организаций. При закупках у СМП/СОНКО следует иметь в виду несколько нюансов:

  • верхний предел объема таких закупок не ограничен;
  • по решению заказчика он для выполнения объема вправе проводить и закрытые процедуры, и другие, предусмотренные ч.1.1 ст.30 закупки (за исключением закупок у единственного поставщика).

За недостижение установленного уровня закупок в 15% установлена административная ответственность по ч.11 статьи 7.30 КоАП РФ — штраф на должностное лицо заказчика в размере 50 тыс. руб.

Как осуществляются закупки у малого бизнеса

Государственный или муниципальный заказчик часть своих нужд обязан обеспечить за счет контрактов с малыми предприятиями или некоммерческими организациями, делая это следующими способами:

  • Проведением закупок (конкурсов, аукционов, котировок) специально для указанных лиц. При этом начальная цена контракта не должна превышать 20 млн. руб., размер обеспечения заявки участника — не более 2% от начальной цены закупки. Документация должна содержать условие о допуске к участию только СМП и СОНКО. После выполнения обязательств поставщиком/исполнителем/подрядчиком оплата ему должна быть перечислена не позже 15 дней.
  • Указав в закупочной документации обязанность победителя привлечь к исполнению контракта соисполнителей из числа малого бизнеса (конкретный процент от цены контракта, но не менее 5%).

Если закупка проводится среди СМП/СОНКО, участник закупки в составе заявки декларирует свою принадлежность к этим субъектам. Форма такой декларации не утверждена, и составляется произвольно. Если организация уже включена в единый реестр малых и средних субъектов, можно представить выписку из него. СОНКО заполняют декларацию с указанием вида деятельности, поскольку преимущества законом предусмотрены не для всех.

Важно помнить, что за предоставление недостоверной информации, контракт с победителем может быть расторгнут по решению заказчика. Преимущества малому бизнесу и некоммерческим организациям, установленные в сфере госзакупок, дополняют собой налоговые и иные льготы и выступают мерой поддержки государством этого сегмента экономики Российской Федерации

Преимущества малому бизнесу и некоммерческим организациям, установленные в сфере госзакупок, дополняют собой налоговые и иные льготы и выступают мерой поддержки государством этого сегмента экономики Российской Федерации.

4.8333333333333 Рейтинг 4.83 (3 Голосов)

Изменения, планируемые в закупках по 44-ФЗ

В третьем чтении был принят проект, согласно которому произошло увеличение обязательной доли закупок до 1/4 совокупного годового объёма закупок, взамен утверждённых в настоящий момент 1/6. Одновременно произойдёт сокращение сроков проведения оплаты по контрактам. В том случае, когда закупка объявлена с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, срок:

  • не должен превышать 10 рабочих дней — при закупке у СМП и СОНКО;
  • не должен превышать 15 рабочих дней — при других закупках.

С 1 января 2023 года предельные сроки снова сократят и тогда они уже будут составлять:

  • до 7 рабочих дней — при закупке у СМП и СОНКО;
  • до 10 рабочих дней — при остальных закупках.

Отсчёт срока будет, как и раньше, вестись с даты подписания заказчиком документа о приёмке.

В Госдуму был внесен проект об изменении п.14 ч.1 ст.93 44-ФЗ. В настоящий момент, согласно вышеуказанному основанию, допускается закупка у единственного поставщика такой продукции, как:

  • печатные или электронные издания;
  • доступ к этим электронным изданиям.

При этом, осуществлять закупки у единственного поставщика в праве исключительно государственные библиотеки, образовательные или государственные научные организации.

Будет произведена корректировка правила нацрежима в части товаров

Согласно предложению Минпромторга планируется осуществление корректировки правил нацрежима по Постановлению правительства № 616, что приведёт к тому, что часть «запрещёной» продукции будет переведена в перечень продукции с ограниченным доступом. Таким образом, из списка «запретных» товаров будут исключены:

  • текстильные ткани;
  • обувь и одежда;
  • телекоммуникационное оборудование.

При этом часть товарных групп запретят закупать у иностранных производителей, а именно:

  • мостовые и козловые краны;
  • пассажирские лифты;
  • промышленные кондиционеры.

При этом будут расширены основания для произведения закупки товаров из перечней постановления № 616 без ограничений — у единственного поставщика. Заказчики смогут купить любой товар, при условии, что:

  • закупается 1 единица товара стоимостью не выше 300 тыс. руб.;
  • закупается совокупность таких товаров, а их суммарная стоимость менее 1 млн руб., за исключением ряда продукции.

Кроме того, упразднится данный запрет и при наступлении необходимости экстренной или аварийной закупки. При закупке подтверждение страны теперь будет производиться не выпиской из реестра, а просто номером. В некоторых случаях в составе заявки достаточно включить декларацию о стране происхождения товара.

Когда запреты недействительны?

Запреты на приобретение иностранной продукции недействительны в нескольких случаях:

  • Товар не изготавливается на территории Российской Федерации, также закупка должна быть разрешена и одобрена Минпромторгом;
  • Стоимость единицы товара не свыше 100 тыс. руб., а общая стоимость продукции — не свыше 1 млн. руб.;
  • Продукция определенного товарного знака, и только в том случае, если заказчику необходимо совместить новый товар с тем, который у него уже есть. Например, это может быть необходимость дополнить, расширить или модернизировать уже имеющееся и функционирующее оборудование. Исключение — закупка тракторов и пищевого оборудования.
  • Запасные элементы к иностранной продукции, аппаратам, используемым заказчиком: согласно техническим документам он может покупать оригинальные элементы и запчасти у изготовителя или поставщика;
  • Определённые закупки ФСО, МВД, Службы внешней разведки, национальной гвардии и подведомственных им организаций;
  • Закупки продукции ФСО, которые осуществляются для реализации мер по обеспечению государственной охраны, также закупки транспорта МВД с целью обеспечения безопасности объектов государственной охраны и проведения оперативно-поисковых мероприятий;
  • Не касается закупок программного обеспечения или прав на него дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, торговыми представительствами Российской Федерации при международных организациях с целью обеспечения собственной деятельности в иностранном государстве.

Общие сведения

Статья 42 ФЗ-44 предписывает обязанность заказчика размещать данные о проведении закупки в единой информационной системе. В извещении о закупке должны быть указаны следующие сведения:

  • контактные данные заказчика:
    • наименование фирмы или ФИО ответственного лица;
    • адрес местонахождения;
    • почтовые данные;
    • контактный телефон;
    • адрес электронной почты;
  • краткое описание основных положений контракта:
    • название и описание предмета контракта;
    • количество, сроки и адрес поставки товара или порядок, объём и другие условия для предоставляемых услуг;
    • условия доставки и способы доставки товара или правила надзора и проверки выполнения оказываемых услуг;
    • порядки и способы оплаты предмета контракта;
  • код идентификации закупки;
  • согласно пункту 4 статьи 42 закона 44-ФЗ, необходимо указать наличие ограничивающих условий при определении поставщика, в соответствии со статьёй 30 настоящего закона, по которой поставку могут осуществлять только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации;
  • способ определения подрядчика;
  • информация о сроках, месте и порядке подачи заявки;
  • условия предоставления банковской гарантии на участие в закупке с указанием суммы денежных средств и порядком их внесения;
  • объём гарантий об исполнении условий договора, а также условия и порядок их предоставления, предусмотренных статьёй 96 настоящего законодательства.

В случае обнаружения потребителем нарушений при исполнении условий контракта или при размещении информации об осуществляемой закупке, необходимо обратиться в соответствующие органы исполнительной власти, которые отвечают за надзор за выполнением положений закона о госзакупках.

Размещение информации о производимой поставке осуществляется согласно требованиям и предусмотренному порядку в статье 42 “Извещение об осуществлении закупки” Федерального закона № 44-ФЗ “О контрактной системе государственных закупок”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector